31.03.2020 Главная В избранное Связаться с нами    
Статьи

04.02.2020
Новые грабли хуже старых?
Новый КоАП несколько смягчает наказание, но не прощает экстремизм

КоАП. Фото: dosaaf-51.ru

Министерство юстиции РФ 30 января опубликовало на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Проект находится на этапе общественного обсуждения и прохождения антикоррупционной экспертизы.

Правонарушения экстремистской направленности в новом КоАП сгруппированы в главе 39 об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность. Это ст. 39.3 (производство и распространение экстремистских материалов, сейчас ст. 20.29 КоАП), ст. 39.4 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, сейчас ст. 20.3.1 КоАП) и ст. 39.5 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций, сейчас ст. 20.3 КоАП).

Если ст. 39.4 КоАП о возбуждении ненависти в проекте не претерпевает изменений, то две другие изложены в новой редакции. Диспозиция статьи о производстве экстремистских материалов остается прежней, однако санкции для юридических лиц смягчаются: в новом варианте штраф будет в размере от 50 до 100 тысяч рублей с конфискацией материалов и оборудования, использованного для их производства, в то время как сейчас он составляет от 100 тысяч до 1 млн рублей с конфискацией.

Санкция для юрлиц в виде приостановления их деятельности на срок до 90 суток в новом варианте статьи вовсе не предусмотрена.

Ст. 39.5 КоАП о пропаганде или публичном демонстрировании запрещенной символики преобразована. Две части статьи объединены в одну, и она обретает следующий вид: "пропаганда либо публичное демонстрирование, а равно изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами".

Санкции предусмотрены те же, что и сейчас, но вводится отдельное наказание для индивидуальных предпринимателей от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, а список наказаний для граждан пополнили обязательные работы на срок от 40 до 60 часов.

Следует отметить, что в нынешнем КоАП ч. 2 ст. 20.3 (об изготовлении и сбыте запрещенной атрибутики или символики) предусматривает более суровые наказания, поэтому можно говорить о некотором смягчении нормы.

Кроме того, ст. 39.5 содержит примечание: "Положения настоящей статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, при которых формируется негативное отношение к идеологии экстремизма, в том числе нацизма, и отсутствуют признаки пропаганды, или оправдания экстремистской идеологии, в том числе нацистской".

Правозащитники приветствуют отмену тотального запрета на демонстрирование запрещенной символики, однако не вполне ясно, как предлагается устанавливать, формируется ли в том или ином случае "негативное отношение" к нацистской идеологии.

Может оказаться, что оговорка охватит не все случаи демонстрирования запрещенной символики без цели пропаганды соответствующей идеологии. Перегруппировка затрагивает не только антиэкстремистские, но и другие статьи КоАП: в проекте нормы, касающиеся НКО и политических партий, объединены в главе 13 (административные правонарушения, посягающие на установленный порядок деятельности некоммерческих организаций), а статьи, регулирующие деятельность СМИ и интернета, — в главе 33 (административные правонарушения в области сбора, обработки, распространения и защиты информации).

В проекте КоАП содержатся важные общие нововведения и разъяснения. Так, статьей 2.3 в кодекс вводится определение малозначительности правонарушения:

таковым "может быть признано действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений".

При этом ст. 2.2 вводит понятие грубого административного правонарушения, т.е. такого, которое не может быть признано малозначительным.

Среди прочих к таковым относятся административные правонарушения экстремистской направленности и административные правонарушения в сфере противодействия финансированию терроризма.

Кроме того, ст. 2.4 нового КоАП дает определение нескольких видов административных правонарушений: длящегося, продолжаемого и повторного, а также однородных правонарушений. В частности, согласно проекту кодекса, "длящимся признается единое не прерывающееся во времени административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом возложенной на него обязанности, установленной законом либо иным нормативным правовым актом".

Срок давности привлечения к административной ответственности, за исключением ряда случаев, согласно проекту, составляет один год (сейчас — три месяца по большинству дел), а по делам о нарушении законодательства о противодействии терроризму — шесть лет.

Срок давности "начинается на следующий день после совершения административного правонарушения, не являющегося длящимся, либо обнаружения длящегося административного правонарушения". Моментом обнаружения длящегося правонарушения (к длящимся на практике относят правонарушения, совершенные посредством публикации онлайн) предлагается считать момент составления или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела; в случае, если проводится административное расследование, — момент вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования; в этом отношении фактически предлагается закрепить сложившуюся практику.

Центр "Сова"




РЕКЛАМА

СТАТЬИ
27.03.2020
Дело о сломанной в двух местах челюсти завели в отношении полицейского через год
23.03.2020
В Кызыле введен режим ЧС из-за гор мусора
24.02.2020
Так откуда взялся "Праздник 23 февраля"?

РЕКЛАМА

СОВЕТ ЮРИСТА

Уголовное наказание главному мордовскому гаишнику за коррупцию завершилось УДО

Глава Мордовии обвинил независимых журналистов в нападках на него и народ

Студентам и аспирантам ВШЭ намерены запретить подписывать открытые письма
Без цензуры

     Главная В избранное Связаться с нами Бизнес-материалы Вверх   
      © "Объединенный гражданский фронт" 2005-2020.
При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта www.rufront.ru,
ссылка на источник обязательна.