26.06.2019 Главная В избранное Связаться с нами    
Статьи

13.12.2006
Политические риски новых субъектов Российской Федерации
Политические риски новых субъектов Российской Федерации

Скотоводы Монголии. Фото: news.travel.bg Россия вступила в полосу изменения своего национально-государственного устройства. Начинается процесс так называемого укрупнения регионов, или, как говорят в народе, губернизации. Последний термин, пожалуй, точнее отражает имперские амбиции государства, пока еще именуемого Федерацией. И вот уже объединяются Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ с Камчатской областью, Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Хотя правильнее было бы говорить о присоединении округов к областям. Сейчас инициирован процесс по слиянию Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью.

Понятно, что предложения об укрупнении субъектов, назначении региональных руководителей центром, сокращении полномочий региональной власти и т.д. – все это звенья одной цепи по подготовке крупномасштабных перемен в государственном устройстве России, подкрепленные искусственно создаваемым общественным мнением о поддержке этого процесса населением.

Однако попытка объединения Агинского Бурятского автономного округа (АГБО) с Читинской областью показала совсем другое.
- Во-первых, инициаторы объединения не учли обстоятельств, при которых Агинский округ был создан. Он был образован сталинской властью в 1937 году – при нелегитимном расчленении Бурят-Монгольской АССР на республику и два автономных округа, причем с таким расчетом, чтобы ни одно из этих национально-территориальных образований не имело границ друг с другом. Эта драматическая история жива в памяти бурят. В Республике Бурятия сегодня проживают десятки тысяч выходцев из Аги и Усть-Орды. Понятно, что объединение Читинской области и АБАО в этой ситуации воспринимается как окончательная ликвидация второй из бурятских автономий.
- Во-вторых, надо иметь в виду, что попытка объединения Читинской области и АБАО уже была предпринята в 2002 году и закончилась неудачей. Население не поддержало объединение. Многие общественные объединения высказались против него, причем и в самом Агинском округе, и в Республике Бурятия, и в Усть-Орде. Всебурятский съезд, прошедший летом 2003 года, с тревогой отметил, что ликвидация округа негативно скажется на развитии бурятского языка, культуры, традиций и обычаев. Весной 2004 года научная общественность Республики Бурятия на межрегиональной конференции также высказалась против объединения. Эти обстоятельства, думается, стали решающим фактором, и объединение не состоялось.
- В-третьих, надо отметить, что в отличие от других объединений, когда области были существенно выше по социально-экономическим показателям, чем присоединяемые к ним округа, в данном случае все наоборот – АБАО практически по всем показателям опережает Читинскую область.

Казалось бы, из всего этого власть должна сделать определенные выводы. И новая попытка объединения будет сопровождаться представлением проекта политических и социально-экономических преобразований, а исчезновение национальной автономии будет компенсировано продуманной программой национально-культурного развития бурят. Однако настоящей программы нет. Что дает объединение жителям АБАО и Читинской области, какие непосредственные выгоды и преимущества получают они при оптимизации ресурсов обоих субъектов, так и не понятно. Отсюда глубокое подозрение, что последствия объединения мало продуманы, и есть только стремление технически решить вопрос. Объединимся, а там решим, как нам быть. Этим объясняется практически полное отсутствие взаимодействия власти и граждан.

Разумеется, вопрос о том, стоит ли объединяться двум субъектам, будет решаться на референдуме жителей обоих субъектов. Однако проблема здесь и в другом. Кроме узкого круга профессиональных политиков и специалистов, большой заинтересованности жители этих субъектов не проявляют. А значит, они толком и не представляют, какие преимущества получит объединенный субъект федерации по сравнению с нынешним положением.

Пропагандируется, что новый субъект получит выгоды в экономическом плане. Но какие? Пока озвучены только абстрактные тезисы об интеграции ресурсов, об увеличении инвестиций в экономику, выравнивании уровня заработной платы, уровня бедности и т.д. Но подтверждающих эти тезисы расчетов нет. Центр же не скрывает того, что укрупнение регионов необходимо прежде всего для повышения управляемости в стране. Можно согласиться, что сложно управлять восьмьюдесятью девятью субъектами федерации, но вряд ли нужно рубить сплеча, пытаясь разом найти решение.

Проблема объединения имеет и политический характер. Один из самых сложных аспектов этой проблемы – трансформация межэтнического взаимодействия. Этнические аспекты национально-государственного и территориально-государственного устройства страны являются сложной частью государственной политики. И плоды непродуманных действий в этом вопросе мы уже не раз наблюдали. Очевидно, что объединение АБАО и Читинской области принципиальным образом меняет принципы и структуру межэтнического взаимодействия в приграничном регионе Байкальской Азии и требует изучения этой проблемы.

После объединения изменится вся структура межэтнических взаимоотношений в регионе. Следует ожидать и раскола политических элит по этническому признаку, и усиления этнического противостояния, особенно в электоральном плане. Ситуация станет расцениваться как победа одних этнополитических сил над другими. Например, какова будет национальная принадлежность будущего главы нового субъекта? Каков будет статус главы бывшего округа и чем станет округ? Распадется на несколько районов? С исчезновением АБАО исчезнут и национальные административно-государственные элиты, поскольку округ лишится институтов государственности. Сузится база защиты интересов местного населения. Этническое и политическое недовольство будет зреть постепенно, но в будущем может дать взрыв недовольства.

Большим политическим риском станут и геополитические последствия объединения. Нельзя забывать о том, что Забайкалье – приграничный регион. В Монголии и Китае, где проживает множество бурят, пристально следят за событиями в нашей стране. Для этих государств самочувствие бурятского народа является важным фактором сотрудничества с Россией. Ликвидация второго из бурятских субъектов встревожит эти страны и отрицательно скажется на торгово-экономических и культурных отношениях. И это тоже надо иметь в виду.

Таким образом, процесс объединения Читинской области и АБАО несет за собой множество политических проблем и политических рисков, которые необходимо предотвратить.

Сергей Дамбаев, руководитель бурятского отделения ОГФ




РЕКЛАМА

СТАТЬИ
03.06.2019
В Нижегородской области турбаза отказалась размещать ВИЧ-положительных детей
17.05.2019
Принимающему экзамен за взятку гаишнику дали четыре года колонии и штраф
07.05.2019
РФ направила ноту Международному трибуналу по делу о захвате украинских моряков

РЕКЛАМА

СОВЕТ ЮРИСТА

Оппозиционер опроверг новую методику ВЦИОМ и насчитал в Пензе 30%-ный рейтинг Путина

Грозненца за посты в соцсети избили, а потом полтора года продержали под арестом
Памяти Марлена Хуциева
Григорий Амнуэль: Вас никто не заменит...
Без цензуры

     Главная В избранное Связаться с нами Бизнес-материалы Вверх   
      © "Объединенный гражданский фронт" 2005-2019.
При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта www.rufront.ru,
ссылка на источник обязательна.
Rambler's Top100